Любопытные парочкиСовершенно случайно наткнулась на сайт, где споткнулась взглядом о портрет одной супружеской пары, Барбары и Ганса Шелленбергеров из Аусбурга. "Какая неподходящая друг другу пара", - подумала я. Простенькое, милое лицо Барбары никак не сочеталось у меня с патрицианской капризностью облика Ганса. К тому же, Барбара показалась мне для Ганса старовата (на самом деле, ей было на момент брака чуть за 20, а Гансу - на год меньше), и никакие цветики в руках (надежды на будущее счастье у женщины и радость у мужчины) не смогли меня убедить, что этот портрет - не портрет брака по расчёту.
читать дальшеПотом я подумала, что, на самом деле, они друг друга дополняют. У Барбары довольно жёсткое и волевое лицо, хотя выражение глаз наводит на мысль о присущем ей чувстве юмора. А Ганс, несмотря на капризно сложенные губки и выражение общей скуки, выглядит удивительно уязвимым.
Но разве можно верить портретам? "Вытесаны из одного дерева", подумала я, посмотрев на парный портрет Генриха "Благочестивого" Саксонского и Катерины Мекленбургской. А на самом деле, бравый парень Генрих был то ли умным, то ли слабым, но явно придпочитал жизнь удобную жизни государственной. Герцогом Генрих стал не благодаря, а вопреки - наследники его старшего брата Георга умерли раньше самого Георга, а предать власть Фердинанду из Габсбургов он просто не успел. Но очень хотел. Дело в том, что Георг был католиком, а Генрих - протестантом. Вернее, Катерина была протестанткой, а уж мужа она дожала в нужную сторону.
То есть, Катерина на портрете - именно та женщина, которая выставила из замка посланцев правящего герцога, которые приехали передать ей приказ Георга прекратить играть с огнём - в прямом смысле слова. Но вот бравый детина с мужественным лицом - это Генрих, которого никогда не было. Хотя, повторяю, возможно и он был вполне спортивен и брав, просто слишком умён для риска ради идеи.
И ещё один удивительный портрет - художника Ганса Бургкмайра и его жены. Здесь комментарии излишни. Надпись на зеркале: Know thyself, oh mors, hope of the world" (познай себя, о Смерть, надежда мира).
Как оказалось, комментарии всё-таки могут быть не лишними. На большой надписи на белом читается: “Sollche Gestalt unser baider was. Im Spiegel nix aber das dan” – Such was the Figure (Shape) of us both. But in the Mirror, nothing left of it (так мы выглядели, но в Зеркале этого не видно).
По анализу специалиста, именно зеркало является основным атрибутом картины:
Согласно Лютеру, у нас нет естественного (“натурального”) понимания, что есть греховное, а что нет. Только Христос, в силу его абсолютной безгрешности, обладает способностью обнаруживать, проявлять грех – “отражать” его, как в зеркале. Лютер неоднократно называет Христа “самым честным из зеркал”, которое позволяет выводить грех “на чистую воду”. Цитируя Лютера, современника Бургкмайра, из Luther’s Meditation on the ‘Earnest Mirror, Christ’.
В свою очередь мы, когда думаем о Христе и его страданиях за нас (=глядимся в него, как в зеркало), тоже обретаем (временную) способность различать греховное, вокруг и внутри нас. Пристальный взгляд в зеркало (только ли метафорическое? может, и в обычное тоже?) позволят нам лучше понять/познать себя, от этого, вполне возможно, ужаснуться и устыдиться ...и возвыситься до настоящей веры (и спасения).
Как всё сложно. Поэтому закончу простым и понятным: