20.02.2019 в 17:47
Пишет Лотильда:Интересное про шаманизм и КальдеруURL записи
Читая непосредственно интервью с носителями шаманского дара, я обратил внимание на то, что на самом деле в этих историях почти никогда не появляется никаких "духов" на ранней стадии "призвания". Шаман переживает мучительное состояние "болезни", имеющей как психическую, так и психосоматическую природу; при этом он может вообще не понимать, что с ним, собственно, происходит (если не найдется специального учителя, который все и объяснит). Никаких "голосов" не звучит, никаких видений - точнее, есть и голоса, и видения, но все они бессвязны или требуют каких-то пугающих и невнятных вещей. Иногда же возникает просто мучительное ощущение плывущей реальности; начинающему шаману может стать болезненно неуютно в собственном теле, он может испытывать острую потребность как-то повредить себе, причинить боль, в первую очередь - нарушить целостность своего тела. И так далее. Если на это посмотреть непредвзятым взглядом, то мы почти несомненно видим все симптомы начинающейся шизофрении.
Перелом и коренное изменение ситуации начинается потом, когда шаман проходит первые инициации. Собственно, тут он начинает контролировать свое состояние - и его болезнь заканчивается, к нему возвращается здравомыслие (и он с той поры использует его на полную катушку; по воспоминаниям интервьюеров, шаманы в быту - очень сдержанные, рациональные и спокойные люди). И только здесь с ним заговаривают духи - точнее, это он заговаривает с ними, ищет себе (сам) проводника и защитников и выбирает свой шаманский путь.
Что здесь важно понимать? Что причина шаманской болезни и связанного с ней дизастера не в том, что обычного человека позвали духи, а в том, что шаман изначально - необычный человек. На самом деле шаман "болен" с самого рождения (или, в редких случаях, болезнь начинает развиваться после сильной травмы или стресса). Его разум изначально является разумом шамана, и к обычной жизни без прохождения инициации он неспособен. Общение с духами и выход "на ту сторону" - не причина болезни, а единственное от нее лекарство. Когда шаман уделяет какое-то постоянное время своей жизни тому, чтобы шаманить, все остальное время он можеи чувствовать себя нормально - и заниматься обычными делами.
Здесь, кстати, есть отдельный момент расхождения между Кальдерой и аутентикой. Для шамана есть два основных риска. Если шаманить он перестанет, и не будет этим заниматься длительное время, "шаманская болезнь" вернется и, скорее всего, необратимо сведет его с ума или убьет. Это Кальдера прекрасно знает. Но затем он пишет, что шаману желательно не связывать себя слишком близкими отношениями с людьми, что ему, возможно, стоило бы воздержаться от вступления в брак. Он утверждает, что шаман должен всегда ставить служение духам на первое место и жертвовать ради него всем земным - по крайней мере, быть готовым отказаться от земных привязанностей по требованию незримых сил.
Вот от такой логики аутентичного шамана хватил бы удар на месте. Почему? Потому что второй основной риск шамана - это перешаманить. Та сторона невероятно привлекательна для людей определенного склада (а если ты уже шаман, то у тебя по определению именно этот склад). И, судя по рассказам, рядом с шаманом все время ходит страх необратимо увлечься иномирными приключениями или обитателями того пространства и остаться там навсегда - с точки зрения здешнего мира, опять же, умерев или сойдя с ума.
Прочитать всю статью
P.S. Кроме вышеописанного нередки передачи шаманского посвящения по наследству — детям или внукам. Я общалась с двумя шаманами, которые получили посвящение и обучение от своих старших родственников. "Классических" признаков шаманской болезни у них не было.