воскресенье, 14 декабря 2014
11.12.2014 в 03:34
Пишет
alwdis:
Кокто. И... как-то ;(Дочери моей Любушке
в день ее рождения.
Продолжай в том же духе, остальное приложится

Всё, что я знала о фильме "Красавица и чудовище" Кристофа Гана, - что режиссер просил не сравнивать его с картиной Кокто. Но прежде чем сравнивать - не сравнивать, поговорим о хорошем.
Фильм красив. Местами прекрасен. Избранное, навскидку.

все превью кликабельныПеренесение истории купца и его детей в 19 век мне понра. Две эпохи вместо одной - почему нет?

И если вы спросите мое мнение о фильме в целом, я скажу "отличный фильм под вышивку" (или под любое другое милое и ненапряжное занятие). Сказочно красив, местами динамичен, хорошие актеры...
Но. Сразу после него захотелось пересмотреть картину Кокто.
Скажу честно, я не люблю Кокто. Я им восхищаюсь, но половина его фильмов лежит на моем компе непосмотренными, а вторую половину я смотрела только по одному разу. Он слишком силен для меня. Вышивать под него невозможно. Его можно только смотреть. Не отрываясь. А на это у меня нет не то чтобы времени - нет душевных сил.
Так что "Красавица и чудовище" оказался для меня первым фильмом Кокто, который я набралась духа ПЕРЕсмотреть.
Не сравнивать с Кокто, говорите? А цитировать его поменьше никак не сложилось???
многобукв и полсотни скринов
Чудовище.
При появлении торговца в его замке мы не видим НИ ОДНОГО внятного крупного плана главного героя. Только лапы или невнятные кадры, на которых мелькает что-то подозрительно ЖанМарэобразное 
При появлении Белль - то же самое. И у меня как у зрителя эта невнятность вызывала самые дурные предчувствия...

... которые на крупном плане подтвердились полностью. Увы.
Смотрите сами. Что это, как ни раскрашенная версия маски Марэ?


Заметьте, Дисней (или кто там под этим брендом делал мультики), отнюдь не брезговавший копипастом (например, в "Алладине" практически всех срисовали с "Багдадского вора" А.Корды), сумел сделал СВОЕ Чудовище. Не без канвы Кокто, но свое. Тут же просто версия 1.2, цветная. Главное отличие - воротник из кружевного превратился в нечто металлическое. И нет прекрасных бриллиантовых подвесок на камзоле...
Да сходство главных героинь зашкаливает. Они не просто обе блондинки. Они - резкие, местами отталкивающие блондинки.
Кадр из Ганса у меня не поймался, а Кокто - вот. Не хотела б я жить в одном доме с такой девушкой.

Основная цитатность на этом завершается, но тема "не Кокто" отнюдь не исчерпана.
О нашем, о девичьем - о платьях 
Вот входит Белль в комнату и видит манекен с платьем таким красивым, что нам общего плана не дают, только камера скользит вверх, давая крупные.

И вот стоит Белль перед этим платьем в глууубокой задумчивости. И я ее хорошо понимаю, ибо - КАК она САМА это платье сможет надеть?!

А никак.
Это платье для того и роскошное такое, что его служанки (и не одна!) помогают надеть.
...Вы мне скажете, что вы читали сказку и там всё в замке делали невидимые руки. Угу. Но это в тексте, а я про фильм.
У Кокто всё просто, четко по-армейски и чудесно по-сказочному: Белль бряк в обморок, Чудище ее берет на руки, входит в дверь - на Белль прежнее платье, выходит из двери - на ней наряд. Вопросов нет, одни ахи и свун. Особенно когда он ее на постель кладет.

Относительно рук, делающих всё в замке, у Кокто всё не менее конкретно. На мой вкус - чересчур конкретно.
Сказано - "руки в замке", так получите.

Сказано - "руки всё делают", вот, пжалста, отцу Белль рука и наливает вина.

Так что у Кокто вопрос о камеристках Белль решен, хоть и не в кадре. А у Ганса... по замку носятся милые зверьки, но они к домохозяйству не пригодны. Вопрос, кто всё готовит-чистит-одевает-etc, не решен никак.
И сие не только "не Кокто", но и "не фонтан", как говорили в Одессе.
Так мы выходим в тему непродуманности у Ганса.
Вот скажите мне, что это за архитектурное излишество мокнет? И что за морда, вместо Чудовища, набрасывается на отца Белль?

Я не буду приводить кадры финального экшена, когда энти энты, сделанные, конечно, не как у Джексона, но всё равно до ужаса джексоновские набежали на героев и начали их бить. Я "Властелин Колец" люблю, мне его вторая производная не нужна.
С энтими энтами вообще беда. Если это "лесной бог", то почему их много??? Зачем мокнет тип в пруду? Почему все энты разрушились, когда на замок набросились корни деревьев??? (Позвали б Фангорна, унял бы он эти корни...)
Беда-беда и с историей "принца".
Нет, я не против немолодого главгероя. Он очень красив.

Но. Если ему так под/за сорок и он всё еще принц - ОК, дайте мне кадр седого короля! А его нету...
Дальше хуже.
У принца есть невеста, о беременности которой он радостно сообщает всем.
Нет, я не против добрачного секса, ни в жизни, ни в сказке. Но если ты решительно рушишь традиционный сказочный сюжет, где беременных невест не бывает, то это надо мотивировать!

Еще я поругаюсь на это платье. Вот уже чисто как дизайнер. Ну не понимаю я плоеные воротники в цвет платья! Воротник над рукавами - тем более. И коричневого цвета не понимаю... вот что им хотели сказать??? Когда в финальном экшене Белль вся в тревожно-красном - логично,а тут?
Мне самой доводилось шить платье с небелым стоячим воротником. Но это объяснялось просто: у меня была зеленая жесткая сетка, обшиваешь ее бледно-голубым шелком, шелк расшиваешь искусственным жемчугом... для ролевой игры съедобно.

Тут же художник по костюмам технически не стеснена. У Кокто вполне себе белые воротники - победнее у сестер Белль, побогаче у Чудовища - и ничего, образ на месте.

Еще о платьях и прилегающей одежде.
О сцене вальса.
Мне скажут, что я зануда и придираюсь. Пусть так. Но. Вот не поступала так приличная девушка ни в 19 веке, ни ранее. Не показывала ног!
Это очень-очень неприлично.

И я не понимаю, почему надо танцевать вальс в платье со шлейфом! То есть как раз в начале 19-го танцевали и еще как, но там ампир, а не эти кринолины, и там шлейф подбирали! А тут шаг назад сминает шлейф в половую тряпку, а бедный зритель в моем лице, вместо свуна над романтиШной сценой, гадает, наступит Белль на свой шлейф или нет. Ох.

Причем если вы думаете, что у Кокто всё логично, то вы жестоко ошибаетесь. У Кокто хватает эпизодов, где логика то ли спряталась за портьерой, то ли ушла покурить.
Но.
У Кокто каждый такой эпизод настолько художественно выразителен, что вопросы просто не возникают. Им не пробиться через бурю эмоций.
Бродит Чудовище по замку, а лапы его - дымятся.

Белль в полном недоумении и испуге. Зрители тоже.

Но этого мало! Вваливается Чудищ посередь ночи в комнату Белль... весь в дыме и крови.

Он кого-то задрал? Его кто-то потрепал?? Что вообще это было???
Нет ответа.
Но хотя никаких объяснений не дано, образ настолько органично встроен в этот страшно-прекрасный замок, что принимаешь без претензий.
Еще несколько слов об образах.
Эпизод: Белль, едва приехав в замок, хочет оттуда бежать, но видит Чудища и падает в обморок. Чудищ несет ее в комнату (с переодеванием при прохождении двери).
А теперь открыли глазки повнимательнее и смотрим, КАК это снято.

Первый кадр - сквозь решетку. Что за решетка, откуда - неважно! Второй - снова решетка. И не спрашивайте, зачем решетка рядом с лестницей. Для образа. Для недвусмысленного образа клетки.
Причем обе решетки в кадре несколько секунд, сознание не успевает их отследить. Это уж на медленном просмотре со скринами замечаешь...
После оооочень драматичного диалога Чудищ, вместо того, чтобы захлопнуть дверь, снова идет - к решетке. Которую и сдвигает.

В начале фильма атмосферу таинственности Кокто передает безо всяких спецэффектов. Достаточно просто развевающихся занавесей:

Прием донельзя прост, но бьет по нервам прицельно.
А теперь поговорим о других образах. Сравним размеры дверей.

Сравним размеры стола.

И поведение за столом сравним тоже!

Ганс страдает гигантоманией. Увы. У него, чтобы попасть в замок Чудовища, отец Белль должен полететь с тааааакого обрыва, что только Джек Воробей падал с большей высоты, не сломав позвоночник. У него расстояние до замка таково, что пожилой купец добрел бы лишь к утру, и то не факт.

О размерах замка сказано. О количестве жратвы... для кого столько еды наготовили, а? О Лесном Боге, превратившемся в кучу энтов, и об их размерах... и так далее.
Это психология человека из низкого социального слоя: хочу всего и побольше, побольше, и сразу! Причем я не про самого режиссера - я с ним не беседовала, его взгляды на жизнь мне неведомы. Режиссер работает на СВОЮ публику, ее взгляды он выражает.
Тут четко: взгляд человека, замка не видевшего, но слышавшего, шта они балшые-пребалшые, едой считающего гамбургер и понятия не имеющего, что такое хорошие манеры и воспитание как таковое. Пир для такого человека - это мнооого жратвы, а не тонко приготовленные блюда.
Похоже, зритель Кокто был повоспитанее...

Прежде чем перейти к финалу, надо рассказать о еще одном приеме Кокто.
У него Марэ играет две роли сразу. Вторая - это Авнан, задира, влюбленный в Белль. И в этой роли Кокто снимает Марэ очень интересно, на этом стоит задержаться.
Он снимает его максимум в профиль, а в основном - со спины. Мучайся, бедный зритель: то ли Марэ, то ли нет, а если Марэ в этой роли, то кто же Чудищ???
Долго-долго злой Кокто не даст нам внятного лица Авнана, чтобы мы убедились, что его действительно играет Марэ. Но всё равно как-то он на себя не очень...

Сходство Авнана и принца Кокто потом обыграет.
...а совсем потом у Кокто эту идею позаимствуют создатели "Фантомаса", где Марэ опять будет един в двух ролях - синей морды Фантомаса и главного героя. Кааак плодотворны цитаты из Кокто!
Ну и финал.
Лужа, в которой плавает принц Ганса, прямиком заимствована у Кокто. Не буду давать скрины, лужа - она и есть.
Никаких энтов у Кокто нет (воооот где Ганс точно - не Кокто!), есть павильон Дианы с сокровищами. Кстати, у Кокто там неувязка и жуткая: Чудищ говорит о ключе от этого павильона как о главном сокровище, Авнан и брат Белль воруют у ее нее этот ключ с большими усилиями... чтобы потом полезть, разбив стеклянную крышу. Но яркость образа, который нас ждет, заставляет снова проглотить эту нелогичность.
Статуя Дианы оживает, стреляет в Авнана...

...и в миг, когда раненый Авнан превратится в чудовище, Чудовище превратится в принца.

Самый конец.
Последний "ох!"
Ну вот с какой стати и каким макаром Чудищ у Ганса стал цветочки выращивать?! Я вниииимательно пересмотрела фильм, там нет никакой любви Чудища к цветочкам вообще и розам в частности.
Здравствуй, финальная нелогичность. Хотя картинка очень даже красива.

У Кокто же Белль и принц улетают в страну принца. Что для сказочного финала самое то 

В итоге.
Несмотря на всю сказочность, я бы отнесла фильм Кокто скорее к сюрреализму. Все эти руки в замке, дымящиеся лапы Чудища... тяжелый фильм, несмотря на всю красоту.
А Ганс, хотя пытается вводить какие-то элементы "взрослой жизни", типа притона, куда шляется брат Белль, мерзавца, который со своей шайкой идет убивать Чудища, упомянутой уже добрачной беременности, - Ганс несерьезен совершенно.
И к "смотрению вечерком", как я уже сказала, - Ганс. Закрывать глаза на неувязки, наслаждаться красивой картинкой... энтов проматывать 
URL записи
@темы:
статьи,
Красавица и Чудовище
занудствотщательность, слишком давит, фактически отменяя право на переосмысление. Апиднее всего не то, что великий апсерщик будет вознаграждён квартирой, аки видеоблоггеры хованский и мэдисон, а обидно то, что подобные скороспелые товарищи не скажут нам, что они думают о таких серьёзных режиссерских переосмыслениях, как, например, очень сильно отличающаяся от исходного материала "женитьба Бальзаминова" 60-х гг.Так что не айс, слишком субъективно, много давления на читателя.
А в новой только картинка и хороша.
Причем где я его раньше скачивала - там ссылок уже нет тт
Не совсем по теме, но: а разве Авнан был именно ранен и превращен в чудовище? Мне показалось, что он погиб, и уже тогда его тело превратилось в тело чудовища. И потому показалось странным, что Белль с бывшим чудовищем наслаждаются своим счастьем, в то время как неподалеку лежит труп Авнана.